Для игры понадобятся пронумерованные карточки в количестве, соответствующем числу участников.
Карточки с номерами раскладываются на столе цифрами вниз. Участники
игры тянут жребий. Участник под № 1 сразу обнаруживает себя. Он играет
роль «сыщика».
Остальным участникам (допустим, их всего 20) дается задание: используя
тайные способы общения, разделиться на четыре группы. В первую группу
должны войти участники, вытащившие номера с 2 по 5; во вторую группу —
с 6 по 10; в третью — с 11 по 15; в четвертую — с 16 по 20. Все
участники должны оставаться на своих местах, не обнаруживая свою
принадлежность ни к одной из групп. Участники каждой группы тайно
договариваются о выполнении какого-либо общего дела.
Задача «сыщика»: во-первых, обнаружить группировки, назвав тех, кто в
них входит, во-вторых, разоблачив «тайные связи», назвать те совместные
действия, о которых договорилась каждая группа. В-третьих, по мере
выполнения задания «сыщик» может разоблачать участников, угадывая по
каким-либо признакам их номера. В случае, если номер, названный
«сыщиком», угадан верно, этот участник выбывает из игры. Если же номер
назван неверно, «сыщик» получает штрафное очко, а участник продолжает
работу, не называя свой настоящий номер. В зависимости от количества
штрафных очков можно давать соответствующие задания «сыщику» по
специально разработанной для этой цели «шкале штрафов».
Победитель — сыщик, набравший меньше штрафных очков.